V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум
V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум – 2013
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА
1. Не слышащие – дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса. Эта группа разделяется на подгруппы: не слышащие без речи (дети, родившиеся глухими или потерявшие слух в возрасте до 2–3 лет, до формирования речи) и не слышащие, потерявшие слух, когда речь практически была сформирована – у таких детей необходимо предохранять речь от распада, закреплять речевые навыки.
2. Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие.
Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления. Что же касается особенностей личности и поведения не слышащего и слабослышащего ребенка, то они не являются биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей степени.
Значительную часть знаний об окружающем мире нормально развивающийся ребенок получает через слуховые ощущения и восприятия. Не слышащий ребенок лишен такой возможности, или они у него крайне ограничены. Это затрудняет процесс познания и оказывает отрицательное влияние на формирование других ощущений и восприятий. В связи с нарушением слуха особую роль приобретает зрение, на базе которого развивается речь глухого ребенка. Очень важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.
По исследованиям Т.В. Розановой, память не слышащих и слабослышащих детей отличается рядом особенностей. Значительно интенсивнее, чем у нормально слышащих детей, меняются представления (происходит потеря отчетливости, яркости воспроизведения объекта, уменьшение размеров, перемещение в пространстве отдельных деталей объекта, уподобление предмета другому, хорошо известному). Запоминание находится в тесной зависимости от способа предъявления материала, поэтому у детей затруднено запоминание, сохранение и воспроизведение речевого материала – слов, предложений и текстов. Специалисты отмечают, что особенности словесной памяти детей с нарушениями слуха находятся в прямой зависимости от замедленного темпа их речевого развития.
Специфические особенности воображения детей с недостатками или отсутствием слуха обусловлены замедленным формированием их речи и абстрактного мышления. Воссоздающее воображение играет особую роль в познавательной деятельности глухих и слабослышащих детей. Его развитие затрудняется ограниченными возможностями ребенка к усвоению социального опыта, бедностью запаса представлений об окружающем мире, неумением перестраивать имеющиеся представления в соответствии со словесным описанием. Исследование творческого воображения глухих и слабослышащих детей также показывает наличие ряда особенностей, связанных с недостаточным объемом информации об окружающем мире. Подчеркивая необходимость развития воображения глухих и слабослышащих детей, специалисты отмечают его важное влияние на процесс формирования личности в целом.
Особенности мышления детей с нарушениями слуха связаны с замедленным овладением словесной речью. Наиболее ярко это проявляется в развитии словесно-логического мышления. При этом наглядно-действенное и образное мышление глухих и слабослышащих учащихся также имеет своеобразные черты. Нарушение слуха оказывает влияние на формирование всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в использовании теоретических знаний на практике. Исследования показали, что глухому школьнику нужно несколько больше времени для осмысления полученных знаний, чем его слышащему сверстнику.
Умственное развитие нормально развивающегося ребенка опирается на речь. У ребенка с нарушением слуха наблюдается расстройство всех основных функций речи (коммуникативной, обобщающей, сигнификативной, контрольной, регулирующей) и составных частей языка (словарный запас, грамматический строй, фонетический состав). Поэтому дети, страдающие глубокими нарушениями слуха, в общем уровне развития отстают от своих сверстников. На почве нарушений устной речи ребенка возникает расстройство письменной речи, которое проявляется в форме различных дисграфий и аграмматизмов. При полной потере слуха речь ребенка формируется только в условиях специального обучения и с помощью вспомогательных форм – мимико-жестовой речи, тактильной, чтения с губ.
В соответствии с общими закономерностями психического развития личность глухого и слабослышащего ребенка формируется в процессе общения со сверстниками и взрослыми в ходе усвоения социального опыта. Нарушение или полная потеря слуха приводят к трудностям в общении с окружающими, замедляет процесс усвоения информации, обедняет опыт детей и не может не отразиться на формировании их личности. Слышащие дети значительную часть социального опыта усваивают спонтанно, дети с нарушениями слуха в этом плане ограничены в своих возможностях. Трудности общения и своеобразия взаимоотношений с обычными детьми могут привести к формированию некоторых негативных черт личности, таких как агрессивность, замкнутость. Однако специалисты считают, что при своевременно оказанной коррекционной помощи отклонения в развитии личности детей с глубокими нарушениями слуха могут быть преодолены. Эта помощь заключается в преодолении сенсорной и социальной депривации, в развитии социальных контактов ребенка, во включении его в общественно-полезную деятельность.
Литература.
1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М.: Педагогика, 1973.
2. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии / Сост. Т.М. Лифанова. – М.: Просвещение, 1995.
3. Головин С.Ю. Словарь практического психолога. – Минск, 1998.
4. Дети с отклонениями в развитии: Метод. пособие / Сост. Н. Д. Шматко. – М.: Аквариум, 1997.
5. Дефектология: Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Новая школа, 1996.
6. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. – М., 1993.
7. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии / Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – М., 1991.
8. Лебединский В.В., Никольская О.С. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.
9. Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. – 1997. – № 6. – С. 3-10
10. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. – М., 2003.
11. Специальная психология: Хрестоматия. – СПб. 1999.
Характеристика детей с нарушениями слуха
Нарушения слуха в той или иной степени встречаются достаточно часто и у взрослых, и у детей разного возраста. Большинство из них носит временный характер, например, при воспалении среднего уха (отитах), простудах, образовании серных пробок, при аномальном строении наружного и среднего уха (отсутствие или недоразвитие ушных раковин, заращение слуховых проходов, дефекты барабанной перепонки, слуховых косточек и др.), при экссудативных отитах. Такого рода нарушения слуха называются кондуктивными. Современная медицина (в том числе и отечественная) имеет в своем распоряжении разнообразные средства их устранения как методами консервативного лечения, так и с помощью оперативного вмешательства. Как правило, в результате лечения, иногда длительного, слух восстанавливается. Однако эффективность лечения во многом зависит от своевременного выявления снижения слуха, что подчеркивает значимость раннего, с первых месяцев жизни, обследования слуха детей.
Следует помнить, что на формирование речи отрицательно влияют даже временное нарушение слуха, вызванное частыми простудами, отитами, разросшимися аденоидами, наличием серных пробок, так как они приводят к временному нарушению слуховой функции, которое препятствует формированию и развитию фонематического слуха, овладению звуко-слоговым составом слова, грамматическим строем речи.
Кроме того пристального внимания заслуживают часто болеющие дети. После перенесенных простудных заболеваний у них развиваются острые отиты, евстахииты – заболевание слуховой (евстахиевой) трубы, нарушающее вентиляцию среднего уха; тубоотиты – острое или хроническое воспаление слуховой трубы, приводящее к нарушению её функции; экссудативные (бессимптомные, безболезненные) средние отиты. Эти заболевания у одного ребенка могут повторяться неоднократно. В такие периоды у него наступает понижение слуха, что постепенно способствует развитию задержки речевого, а порой и интеллектуального развития. В случае бессимптомных отитов годами может не замечаться ни само заболевание, ни понижение слуха, вызванное им. В результате ребенок остается без своевременного лечения, ухудшаются условия его развития.
Другую группу нарушений слуха составляют так называемые стойкие, необратимые нарушения, связанные с поражением внутреннего уха – сенсоневральная тугоухость и глухота. При этих нарушениях современная медицина восстановить нормальный слух не в силах. Речь может идти лишь о поддерживающей терапии, определенных профилактических мероприятиях, слухопротезировании (подборе индивидуальных слуховых аппаратов) и длительной систематической педагогической коррекции. К сенсоневральной тугоухости и глухоте может присоединяться и кондуктивный компонент, например, нарушения в среднем ухе. Такое поражение слуха называется смешанным, т.е. отмечается как необратимое сенсоневральное поражение внутреннего уха, так и, как правило, обратимое нарушение в наружном или среднем ухе.
Отрицательным фактором для общего и речевого развития ребенка является одностороннее снижение слуха. По данным американских исследователей 35% детей с односторонней сенсоневральной тугоухостью остаются на второй год /по сравнению с 3-5% детей с нормальным слухом/ (1).
Стойкое необратимое снижение слуха может быть вызвано разными причинами. Так, к факторам риска тугоухости и глухоты относятся:
· инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз),
· асфиксия новорожденного (патологическое состояние новорожденного, обусловленное нарушением дыхания и возникающей вследствие этого кислородной недостаточностью),
· внутри черепная родовая травма,
· гипербилирубинемия (более 20 ммоль/л), (желтуха физиологическая новорождённых),
· гемолитическая болезнь новорожденного (заболевание, обусловленное иммунологическим конфликтом из-за несовместимости крови матери и плода по эритроцитарным антигенам),
· масса тела при рождении менее 1500 г,
· переношенность (гестационный возраст более 40 недель),
· патология челюстно-лицевого скелета у новорожденного,
· проведение интенсивной терапии ребенку после рождения: искусственная вентиляция легких, длящаяся 5 дней и дольше,
· количество баллов по шкале Апгар 0-4 за 1 мин. Или 0-6 за 5 мин.,
· применение препаратов с ототоксическим действием (антибиотики аминогликозидного ряда – стрептомицин, мономицин, канамицин, гентамицин, амикацин и др., фуросемид, аспирин, хинин), применяемые матерью во время беременности и назначаемые ребенку,
· наследственные заболевания у матери (в семье), сопровождающиеся поражением слухового анализатора,
· детские инфекции (паратит, скарлатина, корь и др.),
· острые и хронические средние отиты,
Даже незначительное, казалось бы, снижение слуха, наступившее в раннем детстве, отрицательно сказывается на формировании речи ребенка. При тяжелой тугоухости и глухоте без специального обучения он вообще не овладевает речью. Это происходит потому, что ребенок не слышит своего голоса, не слышит речи окружающих и, следовательно, не может ей подражать.
К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое (т.е. необратимое, т.к. слух восстановить нельзя) двустороннее (на оба уха) нарушение слуховой функции, при котором обычное (на слух) речевое общение с окружающими затруднено (тугоухость) или невозможно (глухота). Эта категория детей представляет собой разнородную группу.
По состоянию слуха различают детей слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих.
Тугоухость – стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Тугоухость может быть выражена в различной степени – от небольшого нарушения восприятия шепотной речи до резкого ограничения восприятия речи разговорной громкости. Детей с тугоухостью называют слабослышащими детьми.
Глухота – наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Глухие дети – это дети с глубоким, стойким двусторонним нарушением слуха, приобретенным в раннем детстве или врожденным.
Существуют различные классификации степени понижения слуха. В нашей стране наиболее распространенными являются аудиолого-педагогическая классификация Л.В.Неймана, широко используемая в образовательных учреждениях и международная классификация, которая используется в медицинских учреждениях (2).
По времени наступления снижения слухадети делятся на две группы: ранооглохшие дети, которые потеряли слух на первом-втором году жизни или родились неслышащими, и позднооглохшие дети, которые потеряли слух в 3-4 года и позже и сохранили речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты.
У позднооглохших детей степень сохранности речи зависит от двух факторов: времени наступления глухоты и от условий последующего развития ребенка. Так, чем позже произошла потеря слуха, тем дольше будет сохраняться речь даже при отсутствии коррекционной помощи. При наличии специальной работы можно сохранить и обеспечить дальнейшее развитие речи даже при относительно ранней потере слуха.
Особое внимание сотрудников ПМС-центров должно быть обращено на помощь семьям, в которых ребенок потерял слух в 2,5-3 года. В этом возрасте уже можно сохранить речь, имевшуюся у ребенка до потери слуха, и обеспечить ее дальнейшее развитие. Но все зависит от сроков начала специальных коррекционных занятий. Крайне важно незамедлительно начать целенаправленную работу по сохранению речи, т.к. без этого она будет утрачена в течение 2-3 месяцев.
Естественно, что на особенности развития ребенка влияет наличие у него дополнительных отклонений в развитии (сочетание тугоухости или глухоты со снижением зрения, нарушениями опорно-двигательного аппарата, интеллекта и т.п.).
Таким образом, дети с нарушенным слухом представляют собой разнородную группу по характеру нарушения слуха (кондуктивная, сенсоневральная и смешанная тугоухость) и степени его выраженности (от легкой тугоухости до глухоты); по времени, в котором произошло понижение слуха; по наличию или отсутствию дополнительных отклонений в развитии. Все это сказывается в первую очередь на уровне речевого развития ребенка.
Дата добавления: 2016-03-27 ; просмотров: 2242 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Преодолеем вместе
Сайт для родителей особых детей
Вологодской области
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха
К категории детей с нарушениями слуха относятся дети, имеющие стойкое, двустороннее нарушение слуховой функции, при котором обычное речевое общение с окружающими затруднено. По состоянию слуха различают детей слабослышащих и глухих.
Развитие общения слабослышащего ребенка с взрослым протекает своеобразно из-за недоразвития речи, поэтому взрослый остается главным инициатором общения. У детей отмечаются отставание в развитии движений и их своеобразие. При выполнении многих движений, дети производят излишний шум. Это проявляется в шаткой походке, шарканье ногами, не координированных движениях. Темп деятельности обычно несколько снижен, так как ребенку с нарушением слуха требуется определенное время для окончания одного действия и перехода к другому. Отмечается замедленность выполнения отдельных движений, что влияет на темп деятельности в целом.
Познавательное развитие детей протекает своеобразно:
- развитие восприятия идет медленнее. Дети четвертого года жизни складывают разрезную картинку из двух – трех частей. Только к шести годам они складывают картинку из пяти – шести частей. Слабослышащие дети могут воспринимать звучание музыкального инструмента, прикладывая руку к его поверхности или ощущать его колебания, находясь на небольшом расстоянии от звучащего музыкального инструмента и воспринимая ногами колебания пола и всем телом колебания воздуха. Большое значение имеет зрительное восприятие, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложиться на зрительный анализатор;
- свойственно отставание в развитии памяти и формировании предметной и игровой деятельности;
- длительное время ребенок мыслит не словами, а образами, что обусловливает отставание в мышлении, позже формируется умение выделять как общие, так и специфические признаки объектов, трудности при выявлении сходства и различий между предметами;
- необоснованно долго сохраняется завышенная самооценка. Возможны проявления агрессивного поведения, которое будет связано с реальным оцениванием возможностей ребенка с нарушением слуха со стороны педагога и сверстников;
- ребенок не всегда понимает эмоциональные проявления окружающих в конкретных ситуациях и, следовательно, не может сопереживать. Они могут наблюдать за поступками взрослых и детей, не понимая их смысла и причины.
- наблюдаются трудности переключения внимания, им требуется больше времени на «врабатывание», что приводит к снижению скорости выполняемой деятельности, увеличению числа ошибок. Внимание, зависит от выразительности материала: они легче различают фигурный материал, поэтому работают с ним лучше всего, хуже – буквы, поэтому работают медленнее и делают больше ошибок;
- отмечаются более позднее становление предметного рисунка, к пяти годам ребенок начинает активно рисовать и лепить. При этом отмечается тяготение к образцам, большая склонность к точному прорисовыванию деталей;
- часто бывают беспомощными в различных бытовых ситуациях, длительное время усваивают навыки самообслуживания. В некоторых случаях это связано с физической ослабленностью, моторной неловкостью детей, но часто бывает обусловлено повышенной опекой со стороны родителей, стремлением заменить доступные ребенку действия по самообслуживанию собственными.
Если для Вашего ребенка характерны указанные черты, то он может посещать дошкольные образовательные учреждения (далее – ДОУ) компенсирующего вида, инклюзивные группы, лекотеки, группы «Особый ребенок» при ДОУ компенсирующего вида.
Прогноз развития и адаптации Вашего ребенка в целом достаточно благоприятный, он тем лучше, чем меньше выражены нарушения слуха и раньше начаты реабилитационные мероприятия (обеспеченность слуховыми аппаратами, и квалифицированная сурдопедагогическая и техническая помощь по их обслуживанию).